Санкт-Петербург, Загородный пр. 14, Лит. А, пом. 15Н, тел./факс: + 7 (812) 575-80-51, тел.: + 7 (812) 315-00-26

ПАЦИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УХОД В УСЛОВИЯХ ОКАЗАНИЯ УРГЕНТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Печать, PDF, Email

Татьяна Валентиновна Вирки, главная медицинская сестра ГБУЗ «Больница скорой медицинской помощи» г. Петрозаводск


Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Больница скорой медицинской помощи» (далее по тексту ГБУЗ БСМП) является старейшим на территории республики (основано в 1785 году), вторым по мощности (в 2016 году – 500 коек), оказывающим специализированную стационарную помощь более 18 000 пациентов в год. Всего обращений за медицинской помощью – более 30 000 в год.

Внедрению пациент-ориентированной модели оказания ухода за пациентами на базе ГБУЗ БСМП способствовали следующие факторы:

  • госпитализация пациентов по срочным показаниям (до 90%) и связанные с этим особенности осуществления мероприятий по уходу за пациентами в условиях оказания ургентной медицинской помощи;
  • увеличение доли людей пожилого и старческого возраста среди поступающих пациентов (Таблица 1)
  • до 34% пациентов ГБУЗ БСМП имеют дефицит самоухода степени 2 и 3  (по шкале Д. Бартелл), около 10% пациентов с дефицитом самоухода – вновь поступившие (Диаграмма 1);
  • неукомплектованность кадрами (сестринским (67%) и младшим (58%) персоналом)
  • различное количество пациентов с дефицитом самоухода в клинических отделениях (от 10 до 60 %)  при наличии одинакового количества персонала для осуществления ухода;
  • организация в ГБУЗ БСМП отдела технического обслуживания (клинингового отдела), передача функций по уборке помещений техническому персоналу, изменение штатного расписания;
  • выполнение медицинскими сестрами функций младшего персонала в клинических отделениях;
  • наличие жалоб пациентов и их родственников на качество ухода из-за низкого качества оказываемых услуг;
  • внутренняя неудовлетворенность работой сестринского персонала.

Медицинские сестры определяют риски и уровень способностей к самоуходу на уровне приемного покоя. Работа контролируется сестрой-координатором.

Пациентам, имеющим аллергические реакции на лекарственные препараты, надевается красный браслет, лицам с высоким риском падения по шкале Морзе – желтый браслет, пациентам с нарушениями интеллектуально-мнестического статуса – белый браслет с указанием персональных данных. Кроме того, медицинская сестра – координатор контролирует ведение персоналом протоколов смены положения тела у пациентов со значительным дефицитом самоухода.

Внедрена многоуровневая система сестринского ухода, которая учитывает как степень дефицита самоухода пациента по шкале Д. Бартелл, так и степень участия персонала, родственников и волонтеров в процессе ухода, а также объем затрат на его осуществление. Пациент (или его представитель) и медицинская организация согласовывают индивидуальный план ухода за пациентом, осуществляемый на безвозмездной основе,  который является неотъемлемой частью медицинской документации. Возможно заключение договора платных услуг в формате предоставления сервисного ухода.

Организовано специализированное подразделение, специалисты которого осуществляют уход за пациентами во всех клинических отделениях, что позволяет рационально, дифференцированно  и своевременно предоставить услуги по уходу тем, кто в нем нуждается.


РЕЗУЛЬТАТЫ

–           100% укомплектованность службы ухода;

–           Внедрение стандартного плана ухода, включая Школы пациентов и родственников;

–           Разграничение функций по обеспечению ухода между различными категориями персонала в составе мультидисциплинарной бригады;

–           Снижение среднего количества койко-дней с 12,1 в 2012 году до 10,3 в 2014 году; до 9,8 в 2016 году;

–           Снижение количества жалоб от пациентов на качество ухода с 20% от общего объема до 4% (из них обоснованных 2%);

–           Появление положительных отзывов от пациентов о качестве ухода