Интервью с Кокаревой Татьяной Станиславовной, главным внештатным специалистом по лабораторной диагностике Министерства здравоохранения Кировской области
28 ноября 2022 года состоялась Кировская областная научно-практическая конференция «Роль и влияние специалистов со средним медицинским образованием на качество оказания медицинской помощи». Конференция проходила в онлайн-формате, который позволил объединить специалистов из Кировской области и г. Кирова в одном информационном поле.
Большой интерес к конференции (это более 1150 регистрации) продемонстрировал важность и востребованность обсуждения вопросов преаналитического внелабораторного этапа исследований.
Аккредитованное мероприятие в системе непрерывного медицинского образования было организовано и проведено Кировской ассоциацией медицинских сестер совместно с главным внештатным специалистом по лабораторной диагностике Министерства здравоохранения Кировской области, заведующей централизованной клинико-диагностической лабораторией КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница» Кокаревой Татьяной Станиславовной. Провайдером мероприятия выступила Российская ассоциация медицинских сестер.
Мы обратились к Татьяне Станиславовне с просьбой прокомментировать прошедшее мероприятие и подвести итоги его работы.
– «Здравствуйте, Татьяна Станиславовна! Чем обоснован выбор темы для данной конференции?»
«Добрый день, коллеги!
Это крайне значимая проблематика не только для Кировской области и Российской Федерации в целом, но и для всего мирового здравоохранения!
Преаналитический внелабораторный этап бесспорно является, согласно всей нормативно-технической документации и приказа МЗ РФ № 464н от 18.0.5.2021г. «О утверждении правил проведения лабораторных исследовании» составной частью общего лабораторного процесса, но отличается от других этапов тем, что специалисты лаборатории не принимают в нем участия!
Однако он имеет самое большое влияние на аналитическую часть, т.е. привносит самый большой процент ошибки в результат клинического лабораторного исследования. Как мы уже знаем, согласно мировой статистике, он составляет около 70%.
Хочется так же отметить, что за последние два года пандемия внесла свою лепту в углубление данной проблемы.
Медицинские специалисты несколько подзабыли основные требования данного этапа, что привело к резкому росту нарушений, браков и ошибок, которые констатируют лаборатории г. Кирова и области за последнее время».
– «Поясните, для медицинских работников каких специальностей необходимо владение знаниями и практическим опытом, касающимся долабораторного преаналитического этапа».
«Данный этап входит в профессиональные компетенции каждого медицинского специалиста!
Но почему-то если слышат слово «ЛАБОРАТОРИЯ», считают, что это касается только специалистов лабораторной диагностики.
Как раз, нет!
Лаборатория – это та связующая красная ниточка, которая соединяет все направления и специальности медицины.
Специалисты лабораторной диагностики обязаны знать непосредственно кроме своей аналитической работы, правила проведения и особенности долабораторного и лабораторного преаналитического процесса, а также и внелабораторный постаналитический этап. А медицинские сестры, акушерки и фельдшеры обязаны знать правила внелабораторного преаналитического этапа».
– «Посоветуйте специалистам для ежедневной работы нормативные документы или методические рекомендации, которые можно использовать в качестве «настольной книги» по вопросам преаналитики».
«Существует различная нормативная документация, ГОСТы и методические рекомендации, в которых подробнейшим образом описаны требования «Преаналитики»! Они касаются не только взятия крови флеботомистами, но и всего разнообразия биологического материала человека. В них прописана специфика взятия одного и того биологического материала в зависимости от вида исследования в лаборатории! Например, для проведения общеклинического анализа крови требования к подготовке пациента и непосредственно к процедуре взятия крови, отличаются от требований к взятию крови на молекулярно-генетические и микробиологические исследования.
Все знать и помнить практически невозможно, поэтому я рекомендую иметь в прямом доступе на рабочем месте методические рекомендации правил проведения долабораторного преаналитического этапа, разработанные нашими специалистами и адаптированные к условиям организации системы здравоохранения в части клинической лабораторной диагностики Кировской области обновленные в декабре 2022 года!»
– «Считаете ли Вы, что поставленные задачи перед прошедшей научно-практической конференцией были достигнуты?»
«Образовательная часть мероприятия была реализована полностью, лекторы отлично справились с поставленными перед ними задачами. Они объяснили все особенности, требования и правила проведения долабораторного этапа, рассказали о новых нормативных документах, которые должен знать каждый специалист, чья работа ежедневно связана с долабораторный этапом.
Отмечу, что в процессе конференции состоялся активный диалог, в ходе которого докладчики грамотно и профессионально ответили на все вопросы участников. Надеюсь, что он полностью ликвидировал пробелы в знаниях участников конференции».
– «Каких изменений Вы ожидаете в работе среднего медицинского персонала на преаналитическом этапе по итогам онлайн-конференции?»
«Однозначно, это повышение профессиональной компетентности и осведомленности специалистов и как следствие существенное снижение числа ошибок, недоработок и браков на преаналитическом долабораторном этапе».
– «На Ваш взгляд, является ли онлайн-формат обучения эффективным с точки зрения получения практического опыта и обмена знаниями между специалистами?»
«Я считаю, что в период с 2020 – 2022 год онлайн-формат был практически единственно возможным вариантом обучения специалистов. Он также повысил доступность образовательных мероприятий для медицинских работников в районах нашей области.
Однако замечу, что «живое» общение между специалистами заменить невозможно. По моему мнению, очный формат обучения является приоритетным и дает больше результатов при решении практических задач. За три прошедших года реальная подготовка специалистов заметно снизилась и в этой связи мы запланировали ряд очных аккредитованных образовательных проектов на 2023 год, благодаря которым будем работать над повышением уровня знаний и практических навыков медицинских работников, что положительно скажется на повышении качества оказания медицинской помощи и повысит удовлетворенность ею пациентов».
– «И в заключении беседы, что Вы можете пожелать нашим читателям».
«Мы все потенциальные пациенты! Поэтому относитесь к своим пациентам с уважением и вниманием и проявляйте при этом свои лучшие профессиональные и человеческие качества. Высокий профессионализм в этом случае является залогом своевременно оказанной медицинской помощи и облегчения состояния пациента.
Уверена, что результаты конференции будут полезны всем участникам, а предложенные рекомендации найдут свое применение в практической деятельности каждого специалиста».
– «Татьяна Станиславовна, мы благодарим Вас за идею и участие в организации данного проекта и надеемся на дальнейшее сотрудничество!»
Подводя общий итог, необходимо отметить, что научно-практическая конференция проводилась в онлайн-формате только для средних медицинских работников г. Кирова и области и за период с 2020 – 2022 годы стала самой многочисленной по количеству специалистов, принявших участие в подобном проекте.
Член правления КАМС,
председатель специализированной секции
«Лабораторная диагностика»
Алалыкина Т.В.